19 июн. 2013 3444
~ 5 мин на чтение
Нет времени читать?
Причин необходимости применения МСФО в нашей стране было много. Это сопоставимость финансовой отчетности разных стран и вступление в ВТО, и привлечение иностранных заемных средств российскими компаниями, а также требования Комиссии Евросоюза и международной организации Комиссий по ценным бумагам к участникам торгов на мировых фондовых рынках. Все эти причины по отдельности или в совокупности дали результат.
Международные стандарты финансовой отчетности как свод правил и инструментов для составления отчетности в России были введены Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 №107 «Об утверждении положения о признании МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории РФ». Из всего многообразия стандартов IAS и IFRS, разработанных Комитетом по МСФО, сейчас в России введены только 7 стандартов, а именно: (IAS)19 «Вознаграждение работникам», (IAS)27 «Отдельная финансовая отчетность», (IAS)28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия», (IFRS)11 «Совместная деятельность», (IFRS)12 «Раскрытие информации об участии в других организациях», (IFRS)13 «Определение справедливой стоимости» и Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS)1 «Представление финансовой отчетности». Тексты этих стандартов содержат описание требований к составлению отчетности и способам раскрытия информации в ней, но процедура ведения учета, предшествующая формированию отчетности, остается за рамками регулирования стандартами.
Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» законодательно закрепляет понятие «консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО». Консолидированная финансовая отчетностьопределяется как систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций – группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО. Составлять и предоставлять такую отчетность закон вменяет кредитным и страховым организациям, государственным организациям, выполняющим гособоронзаказ (информация, составляющая государственную тайну, не подлежит официальному опубликованию), а также организациям, ценные бумаги которых включены в котировальный список российского фондового рынка. Последний круг организаций уточняет Федеральный закон от 29.12.2012 №282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».
Согласно тексту закона организации начинают составлять консолидированную отчетность, «начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО» признаны на территории РФ, т.е. с 2012 г. В помощь впервые составляющим отчетность по новым правилам Федеральная служба по финансовым рынкам распространила информационное письмо от 24.04.2013 «Об объеме, порядке, сроках и формате составляемой и (или) представляемой в ФСФР России в электронном виде консолидированной годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2012 год в соответствии с МСФО и (или) GAAP» с разъяснениями по формированию отчетности, обязательном аудите, а также процедуре ее представления и опубликования.
Исключения из этого правила составят организации, удовлетворяющие одновременно двум условиям:
1) ценные бумаги которых допущены к торгам на европейских или международных фондовых рынках;
2) уже составляющие консолидированную финансовую отчетность по отличным от МСФО международным правилам. Им составлять, представлять и публиковать отчетность по МСФО необходимо не ранее отчетности за 2015 г.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 №179 «О предоставлении годовой консолидированной финансовой отчетности» утверждает порядок представления отчетности в Федеральную службу по финансовым рынкам для страховых организаций и иных организаций (кроме кредитных), ценные бумаги которых допущены к обращению на фондовых биржах.
Кредитные организации направляют свою отчетность в ЦБ РФ.
Приказ Минфина от 14.09.2012 №126Н «О применении методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.12.1996» устанавливает, что с 01.01.13 методические рекомендации от 1996 г. не применяются, кроме организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 №208-ФЗ (торгующиеся на европейских и международных рынках и составляющие отчетность по отличным от МСФО международным правилам). С 01.01.2016 методические рекомендации от 1996 г. утрачивают силу.
Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вводит в действие с 01.01.2013 новые единые требования по ведению бухгалтерского учета.
Можно выделить несколько этапов подготовки консолидированной финансовой отчетности.
*Консолидированная финансовая отчетность составляется организацией в соответствии с принципами МСФО:
- утверждается единая учетная политика по МСФО для компании/группы компаний, подготавливающих отчетность;
- формируются комплекты отчетности всеми членами группы компаний в едином формате отчетности головной организации за одинаковый временной интервал;
- производится сложение значений одноименных статей из всех комплектов отчетности организаций, составляющих группу;
- определяются, сверяются и урегулируются внутригрупповые обороты по группе компаний;
- результаты внутригрупповых оборотов исключаются из консолидированной отчетности, в том числе нереализованная прибыль;
- определяется доля меньшинства и формируются корректировки в Балансе и Отчете о прибылях и убытках.
Готовый комплект консолидированной отчетности проходит процедуру утверждения руководством компании/группы компаний.
Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.
Аудиторское заключение является неотъемлемой частью годового комплекта отчетности.
Комплект отчетности передается в контролирующий орган в электронном виде посредством электронной почты.
Процедура публикации годовой финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после предоставления такой отчетности пользователям.
Основные проблемы подготовки консолидированной отчетности можно разбить на 2 группы:
- организационно-юридические;
- методологические.
Организационно-юридические проблемы связаны с началом применения новой методики формирования отчетности и не всегда понятными требованиями законодательства в переходный период.
В 2013 г. на территории РФ впервые сдается отчетность по стандартам МСФО в большом объеме. Проблемы, естественно, возникают.
Часть из них связана с действием переходного периода, когда ввиду вступления в силу множества новых законов, касающихся МСФО, необходимо определить под действие которых из них попадает организация. Есть методические разъяснения по подготовке первой «пилотной» отчетности, но нет никакой информации по предоставлению такой отчетности на регулярной основе.
Подготовка двойного комплекта отчетности, сводного и консолидированного, для ряда организаций, находящихся на пересечении требований закона №208-ФЗ и Приказа Минфина №126Н.
Отсутствие единых требований по процедурам передачи в контролирующий орган комплекта отчетности и его официального опубликования.
Также на текущий момент на законодательном уровне не проработаны вопросы о сроках и объеме промежуточной отчетности по МСФО, подготовки которой требуют стандарты.
Методологические проблемы связаны с разработкой и внедрением корректной и соответствующей законодательству методологии формирования и применением новых требований, например, исключения нереализованной прибыли и корректировками на долю меньшинства.
Однако в большинстве своем компании, которым необходимо формировать консолидированную отчетность, уже имеют опыт формирования консолидированной отчетности для управленческих целей.
В состав программного продукта «ЛАД:Управление бизнесом» с конца 2012 г. включен и постоянно развивается блок «МСФО». В настоящее время возможности системы позволяют:
- транслировать имеющиеся учетные данные по определенным настраиваемым правилам в учетные данные в соответствии с требованиями МСФО;
- автоматически выделять, сверять и урегулировать внутригрупповые обороты;
- исключать внутригрупповые обороты из консолидированной отчетности;
- параллельно вести учет остатков и движений во внеоборотных активах;
- подготавливать отчетность в нужном формате по имеющимся учетным данным.
Данной статьей начинается подготовка методологической основы для разработки функционала формирования консолидированной отчетности в соответствии с требованиями МСФО, включая определения и формирование корректировок на нереализованную прибыль и долю меньшинства в системе «ЛАД:Управление бизнесом».
0 комментариев
Вам может быть интересно
обзор 08 окт. 2024 316
Как загрузить в 1С формализованные документы из файла при работе с Ozon
В решениях 1С появилась новая функция, которая упрощает работу с внешними формализованными документами. Как загрузить документы — читайте в статье
обзор 01 окт. 2024 218
Как торговать на маркетплейсах
Рассказали о нюансах работы с маркетплейсами: как выбрать форму ведения бизнеса, систему налогообложения, программу 1С для учета
обзор 24 сент. 2024 5693
Реестр воинского учета с 01.11.2024 года: что изменится для работников и работодателей
С 01.11.2024 года в России заработает Реестр воинского учета. Рассказали, что это и о каких ограничениях следует знать работодателям и гражданам
обзор 23 сент. 2024 205
Проектная и рабочая документация в строительстве
Рассказали, как разрабатывается проектная и рабочая документация в строительстве, какие разделы содержит и на что нужно обратить внимание
Выбор региона
В корзине товаров: 0