20 мар. 2014  31526

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, правильное оформление результатов

обзор
Александр Щукарев

Александр Щукарев

заместитель директора направления 1С

~ 4 мин на чтение
Нет времени читать?

отправить на почту

В соответствии ч. 1 ст. 30 Федерального закона №402-ФЗ продолжает применяться п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н. Согласно этому пункту организации обязательно проводят инвентаризацию обязательств перед составлением бухгалтерской отчетности. При этом инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно.

Для проведения инвентаризации необходимо создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49).

Персональный состав как постоянно действующей, так и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

– представители администрации организации;

– работники бухгалтерской службы;

– другие специалисты (работники инженерных, финансовых, юридических и других служб).

Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены работники службы внутреннего аудита организации, а также представители независимых аудиторских организаций.

Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными.

Материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии не входят, но их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным (п. 2.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49).

Обязательная инвентаризация позволяет уточнить состояние расчетов по каждому дебитору и кредитору (по каждому покупателю, заказчику, поставщику, подрядчику), по каждому договору, по каждому работнику, подотчетному лицу, по каждому налогу и бюджету, в который он уплачивается, по каждому учредителю и т.д.

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности заключается в проверке правильности сумм, которые числятся на счетах бухгалтерского учета.

Для сверки расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками составляются соответствующие акты сверки расчетов, которые направляются для согласования и подписания контрагентам. Подписанный акт сверки свидетельствует о том, что контрагент признает долг со всеми вытекающими из этого последствиями. 

В ходе проведения инвентаризации устанавливаются суммы дебиторской, кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности (пп. «в» п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49).

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности помогает выявить сомнительные и безнадежные долги покупателей, заказчиков перед организацией, задолженность организации перед поставщиками. Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Если долг признан сомнительным, то предприятие в этом случае обязано создавать резерв по сомнительным долгам.

Возможно, при инвентаризации будут выявлены долги, по которым срок исковой давности уже истек. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК), общий срок исковой давности устанавливается в 3 года (ст. 196 ГК), сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон (ст. 198 ГК). Такой долг считается безнадежным, и его нужно списать. 

При этом в балансе дебиторскую задолженность отражают за вычетом сумм созданных резервов.

В бухгалтерском и налоговом учете для создания резерва установлены разные правила.
Так, в бухгалтерском учете резерв по сомнительному долгу формируется по каждому сомнительному долгу отдельно, если выявляется такая задолженность, которую можно считать сомнительной, а затем формируют резерв.

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, является правом, а не обязанностью организации. Поэтому свой выбор нужно отразить в учетной политике для налогообложения.

Согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет 3 года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а отсюда срок исковой давности может быть прерван в следующих случаях:

– подписан новый акт сверки, скреплен печатями и подписями с обеих сторон с указанием реквизитов договоров, по которым образовался долг;

– долг частично признан должником;

– должник отвечает на письменные претензии;

– по соглашению сторон (отступное, новация);

При этом с даты подписания одного из перечисленных документов исчисляют новый срок исковой давности.

Для оформления результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности применяются акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма №ИНВ-17) и справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к форме №ИНВ-17).

Внимание!

В акте (форма №ИНВ-17) всю дебиторскую (или кредиторскую) задолженность необходимо разделить на 3 составляющих (для этого в акте предусмотрены 3 графы – 4, 5, 6).

4 графа – задолженность подтвержденная.

В этой графе отражается задолженность, возникшая в текущем году, а также та, по которой имеются подтверждающие документы (акт сверки, переписка и т. д.).

5 графа – задолженность не подтвержденная 

В этой графе отражается задолженность, не подтвержденная в этом году, но по ней еще не истек срок исковой давности.

6 графа – задолженность с истекшим сроком исковой давности, подлежащая списанию. Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии .

0 комментариев

Спасибо за оставленный Вами комментарий!

Вам может быть интересно

Согласие на обработку персональных данных: как и зачем его получать организациям и ИП | Статья Lad

обзор 23 июл. 2024  140

Согласие на обработку персональных данных: как и зачем его получать организациям и ИП

Что такое согласие на обработку персональных данных, зачем оно нужно и как его правильно оформить — рассказали в статье

Как работать с личным кабинетом ФНС в части ЕНС из программ 1С | Статья Lad

обзор 16 июл. 2024  253

Как работать с личным кабинетом ФНС в части ЕНС из программ 1С

С 01.01.2023 организации, ИП и физлица для уплаты налогов используют ЕНС. Рассказали, как работать с личным кабинетом ФНС на примере «1С:Бухгалтерия»

Единая упрощенная декларация за 6 месяцев в 2024 году: как сдавать, образец заполнения | Статья Lad

обзор 09 июл. 2024  245

Единая упрощенная декларация за 6 месяцев в 2024 году: как сдавать, образец заполнения

Если компания не вела предпринимательскую деятельность, нужно сообщить об этом налоговой инспекции и отправить ЕУНД. Подробнее рассказали в статье

Как настроить оплату по QR-коду в «1С:Бухгалтерия» | Статья Lad

обзор 02 июл. 2024  259

Как настроить оплату по QR-коду в «1С:Бухгалтерия»

Покупатели могут оплачивать товары или услуги через СБП. Рассказали, как настроить оплату по QR-коду на примере «1С:Бухгалтерия» в 1С:Фреш

9 вопросов о работе СЭДО с СФР в решениях 1С | Статья Lad

обзор 25 июн. 2024  398

9 вопросов о работе СЭДО с СФР в решениях 1С

Работодатели обмениваются документами с СФР с помощью системы социального электронного документооборота. Подробнее о работе СЭДО рассказали в статье

Как создать и загрузить МЧД в 1С:ЗУП | Статья Lad

обзор 18 июн. 2024  661

Как создать и загрузить МЧД в 1С:ЗУП

С 01.03.2024 ИП и организации используют МЧД. Рассказали, как подготовить МЧД для отправки в ФНС и СФР в «1С:Зарплата и управление персоналом»

вернуться в блог

Подпишитесь, чтобы быть в курсе
последних новостей

Раз в неделю и только по делу

подписаться
Подобрать выгодный тариф!
Свяжитесь с нами
Вопросы онлайн!
Связаться в WhatsApp
#
Выберите удобный способ коммуникаций через WhatsApp
У меня есть приложение на компьютере перейти
Перейти в приложение WhatsApp на телефоне перейти
Отсканируйте QR-код камерой смартфона