обзор 19 июн. 2013  5691

Требования российского законодательства по формированию консолидированной отчетности

Нет времени читать?

Отправим статью на почту

Отправить

Причин необходимости применения МСФО в нашей стране было много. Это сопоставимость финансовой отчетности разных стран и вступление в ВТО, и привлечение иностранных заемных средств российскими компаниями, а также требования Комиссии Евросоюза и международной организации Комиссий по ценным бумагам к участникам торгов на мировых фондовых рынках. Все эти причины по отдельности или в совокупности дали результат.

Международные стандарты финансовой отчетности как свод правил и инструментов для составления отчетности в России были введены Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 №107 «Об утверждении положения о признании МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории РФ». Из всего многообразия стандартов IAS и IFRS, разработанных Комитетом по МСФО, сейчас в России введены только 7 стандартов, а именно: (IAS)19 «Вознаграждение работникам», (IAS)27 «Отдельная финансовая отчетность», (IAS)28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия», (IFRS)11 «Совместная деятельность», (IFRS)12 «Раскрытие информации об участии в других организациях», (IFRS)13 «Определение справедливой стоимости» и Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS)1 «Представление финансовой отчетности». Тексты этих стандартов содержат описание требований к составлению отчетности и способам раскрытия информации в ней, но процедура ведения учета, предшествующая формированию отчетности, остается за рамками регулирования стандартами.

Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» законодательно закрепляет понятие «консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО». Консолидированная финансовая отчетностьопределяется как систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций – группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО. Составлять и предоставлять такую отчетность закон вменяет кредитным и страховым организациям, государственным организациям, выполняющим гособоронзаказ (информация, составляющая государственную тайну, не подлежит официальному опубликованию), а также организациям, ценные бумаги которых включены в котировальный список российского фондового рынка. Последний круг организаций уточняет Федеральный закон от 29.12.2012 №282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Согласно тексту закона организации начинают составлять консолидированную отчетность, «начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО» признаны на территории РФ, т.е. с 2012 г. В помощь впервые составляющим отчетность по новым правилам Федеральная служба по финансовым рынкам распространила информационное письмо от 24.04.2013 «Об объеме, порядке, сроках и формате составляемой и (или) представляемой в ФСФР России в электронном виде консолидированной годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2012 год в соответствии с МСФО и (или) GAAP» с разъяснениями по формированию отчетности, обязательном аудите, а также процедуре ее представления и опубликования.

Исключения из этого правила составят организации, удовлетворяющие одновременно двум условиям:

1) ценные бумаги которых допущены к торгам на европейских или международных фондовых рынках;

2) уже составляющие консолидированную финансовую отчетность по отличным от МСФО международным правилам. Им составлять, представлять и публиковать отчетность по МСФО необходимо не ранее отчетности за 2015 г.

Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 №179 «О предоставлении годовой консолидированной финансовой отчетности» утверждает порядок представления отчетности в Федеральную службу по финансовым рынкам для страховых организаций и иных организаций (кроме кредитных), ценные бумаги которых допущены к обращению на фондовых биржах.

Кредитные организации направляют свою отчетность в ЦБ РФ.

Приказ Минфина от 14.09.2012 №126Н «О применении методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.12.1996» устанавливает, что с 01.01.13 методические рекомендации от 1996 г. не применяются, кроме организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 №208-ФЗ (торгующиеся на европейских и международных рынках и составляющие отчетность по отличным от МСФО международным правилам). С 01.01.2016 методические рекомендации от 1996 г. утрачивают силу.

Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вводит в действие с 01.01.2013 новые единые требования по ведению бухгалтерского учета.

Основные этапы подготовки отчетности

Можно выделить несколько этапов подготовки консолидированной финансовой отчетности.

*Консолидированная финансовая отчетность составляется организацией в соответствии с принципами МСФО:

- утверждается единая учетная политика по МСФО для компании/группы компаний, подготавливающих отчетность;

- формируются комплекты отчетности всеми членами группы компаний в едином формате отчетности головной организации за одинаковый временной интервал;

- производится сложение значений одноименных статей из всех комплектов отчетности организаций, составляющих группу;

- определяются, сверяются и урегулируются внутригрупповые обороты по группе компаний;

- результаты внутригрупповых оборотов исключаются из консолидированной отчетности, в том числе нереализованная прибыль;

- определяется доля меньшинства и формируются корректировки в Балансе и Отчете о прибылях и убытках.

Готовый комплект консолидированной отчетности проходит процедуру утверждения руководством компании/группы компаний.

Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

Аудиторское заключение является неотъемлемой частью годового комплекта отчетности.

Комплект отчетности передается в контролирующий орган в электронном виде посредством электронной почты.

Процедура публикации годовой финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней после предоставления такой отчетности пользователям.

Основные проблемы подготовки отчетности

Основные проблемы подготовки консолидированной отчетности можно разбить на 2 группы:

- организационно-юридические;

- методологические.

Организационно-юридические проблемы связаны с началом применения новой методики формирования отчетности и не всегда понятными требованиями законодательства в переходный период.

В 2013 г. на территории РФ впервые сдается отчетность по стандартам МСФО в большом объеме. Проблемы, естественно, возникают.

Часть из них связана с действием переходного периода, когда ввиду вступления в силу множества новых законов, касающихся МСФО, необходимо определить под действие которых из них попадает организация. Есть методические разъяснения по подготовке первой «пилотной» отчетности, но нет никакой информации по предоставлению такой отчетности на регулярной основе.

Подготовка двойного комплекта отчетности, сводного и консолидированного, для ряда организаций, находящихся на пересечении требований закона №208-ФЗ и Приказа Минфина №126Н.

Отсутствие единых требований по процедурам передачи в контролирующий орган комплекта отчетности и его официального опубликования.

Также на текущий момент на законодательном уровне не проработаны вопросы о сроках и объеме промежуточной отчетности по МСФО, подготовки которой требуют стандарты.

Методологические проблемы связаны с разработкой и внедрением корректной и соответствующей законодательству методологии формирования и применением новых требований, например, исключения нереализованной прибыли и корректировками на долю меньшинства.

Однако в большинстве своем компании, которым необходимо формировать консолидированную отчетность, уже имеют опыт формирования консолидированной отчетности для управленческих целей.

Автоматизация процесса формирования консолидированной отчетности в соответствии с МСФО

В состав программного продукта «ЛАД:Управление бизнесом» с конца 2012 г. включен и постоянно развивается блок «МСФО». В настоящее время возможности системы позволяют:

- транслировать имеющиеся учетные данные по определенным настраиваемым правилам в учетные данные в соответствии с требованиями МСФО;

- автоматически выделять, сверять и урегулировать внутригрупповые обороты;

- исключать внутригрупповые обороты из консолидированной отчетности;

- параллельно вести учет остатков и движений во внеоборотных активах;

- подготавливать отчетность в нужном формате по имеющимся учетным данным.

Данной статьей начинается подготовка методологической основы для разработки функционала формирования консолидированной отчетности в соответствии с требованиями МСФО, включая определения и формирование корректировок на нереализованную прибыль и долю меньшинства в системе «ЛАД:Управление бизнесом».

Нет времени читать?

Отправим статью на почту

Отправить

Вам может быть интересно

Как платить авансовые платежи по налогу на прибыль в 2025 году | Статья Lad

обзор 01 июл. 2025  464

Как платить авансовые платежи по налогу на прибыль в 2025 году

Организации на ОСН платят годовой налог на прибыль и авансовые платежи. Рассказали, кто платит авансы, как их рассчитать, перечислить в бюджет

Как рассчитать средний заработок для выходного пособия с 1 сентября 2025 года | Статья Lad

обзор 24 июн. 2025  2562

Как рассчитать средний заработок для выходного пособия с 1 сентября 2025 года

Рассказали, как считать средний заработок для выходного пособия и почему изменится порядок расчета с 01.09.2025 года

Нулевая отчетность ИП: когда нулевую декларацию сдавать и как заполнить? | Статья Lad

обзор 25 июн. 2025  212

Нулевая отчетность ИП: когда нулевую декларацию сдавать и как заполнить?

Рассказали, что такое нулевая декларация, зачем она нужна и в каких случаях ИП должны ее подавать

Бухгалтерская отчетность по ИНН: как проверить и где смотреть? | Статья Lad

обзор 26 июн. 2025  846

Бухгалтерская отчетность по ИНН: как проверить и где смотреть?

Где и как проверить контрагента по ИНН? Подготовили пошаговую инструкцию и собрали список полезных сервисов

Отчетность ООО на УСН | Статья Lad

обзор 27 июн. 2025  192

Отчетность ООО на УСН

Рассказали, что такое УСН, кто может ее применять и какие отчеты сдает ООО, выбравшее упрощенку

Налоговая амнистия при дроблении бизнеса — 2025: вопросы и ответы | Статья Lad

обзор 16 июн. 2025  596

Налоговая амнистия при дроблении бизнеса — 2025: вопросы и ответы

Налоговая амнистия позволяет аннулировать налоговые долги, избежать налогового преследования. Собрали ответы на частые вопросы по налоговой амнистии

вернуться в блог
Свяжитесь с нами
Написать в Telegram
Обратный звонок
Вопросы онлайн!
Связаться в WhatsApp
#
Выберите удобный способ коммуникаций через WhatsApp
У меня есть приложение на компьютере перейти
Перейти в приложение WhatsApp на телефоне перейти
Отсканируйте QR-код камерой смартфона