обзор 26 июл. 2022 3758
Приказом ФНС от 13.05.2022 №ЕД-7-26/405@ введена единая цифровая форма акта сверки расчетов. Она используется, чтобы установить правильность платежей между контрагентами. Изменения действуют с 21.07.2022.
Компании и ИП могут обмениваться электронными актами друг с другом, а также направлять их в ФНС. При этом нужно соблюдать установленные законодателем правила оформления и передачи файлов.
Акт сверки сам по себе не считается обязательным бухгалтерским документом. Но он полезен для ведения учета и выявления ошибок.
Акт необходим, чтобы устранить неточности в платежах и обнаружить задолженности между деловыми партнерами.
Как правило, организации проверяют сведения по отдельным договорам. Учитывают счета, по которым проходила оплата, и оригиналы закрывающих документов. На этом этапе необходимо отыскать расхождения в суммах.
Когда обнаружен долг, стороны чаще всего стремятся оперативно погасить его. Ведь нарушение сроков платежей является основанием для обращения в суд.
Если потерпевший контрагент решит защищать свои права в судебном порядке, он должен уложиться в сроки исковой давности. Они составляют три года с даты возникновения долга.
Внимание. Акт сверки расчетов прерывает исковую давность. Для этого достаточно оформить его до истечения трех лет с даты появления задолженности. В случае, если нарушитель подписал документ, но так и не исполнил свою обязанность, можно подать в суд.
Закон обязывает организации и ИП проводить инвентаризацию задолженности ежегодно перед тем, как формировать и сдавать годовую бухгалтерскую отчетность.
Бизнес может проводить и более частую сверку, прописав это во внутреннем положении или отдельных контрактах.
Каждая сторона договора имеет право запросить акт сверки. Его составляет бухгалтер, который отвечает за финансовую документацию компании, такую как счета-фактуры и акты оказанных услуг. Затем главбух или директор подписывает подготовленный акт.
Сверку проводят по разным параметрам:
Кроме того, компания формирует акт в случае инвентаризации своего имущества, средств.
До введения единого формата приказом ФНС документ составлялся в произвольном виде на бумаге или электронно.
Чаще всего он включал:
Сейчас сохраняется возможность обмениваться бумажными актами. Они формируются в двух экземплярах. Сторона, получившая проект от инициатора сверки, обязана проверить его содержание и дополнить своими сведениями. Если она не обнаружит расхождений, то подписывает оба экземпляра и высылает один из них партнеру.
Закон не обязывает проставлять печать на актах сверки. Но мы рекомендуем сделать это, чтобы избежать возможных претензий контрагентов.
Электронный акт создается в программе учета, выгружается в формате xml и направляется через систему ЭДО. Это экономит бизнесу время и затраты.
1СПАРК Риски
Предупрежден — вооружен: снижайте риски с помощью мониторинга и оценки платежеспособности бизнес-партнеров
Чтобы проводить сверки расчетов легко и быстро, подключите сервисы 1С. Позвоните по телефону (831) 2-333-666, или свяжитесь с нами в WhatsApp и Viber — +7 (909) 28-25-290. Мы ответим на все вопросы и подберем выгодные пакеты услуг для вашего бизнеса.
Вам может быть интересно

обзор 30 окт. 2025 214
Как подключить к 1C:ИТС
Разобрали основные этапы подключения к 1С:ИТС, варианты тарифов и подготовили рекомендации по выбору оптимального решения для бизнеса

обзор 31 окт. 2025 186
Проверка наличия подписки 1С ИТС
Рассказали, что такое подписка 1С:ИТС, о ее возможностях и преимуществах, зачем и как пользователю проверить наличие подписки 1С:ИТС

обзор 21 окт. 2025 6804
УПД с 1 января 2026 года: кто обязан применять и как перейти на новый формат
С 2026 года организации и ИП должны использовать УПД в электронной форме. Что такое УПД и как перейти на электронный формат — читайте в статье

обзор 20 окт. 2025 306
Отчетность ИП в СФР — пенсионная отчетность с работниками и без
ИП в России сдают отчетность в СФР, чтобы фонд мог вести учет стажа сотрудников и самого ИП. На что обратить внимание в работе — читайте в статье
Выбор региона