обзор 19 мая 2025 3069
Президент РФ подписал закон, усиливающий меры по защите граждан от телефонного и интернет-мошенничества, а также по борьбе с навязчивыми звонками (спам-звонками) и сообщениями.
Мошенники активно используют современные технологии. Более того, они постоянно совершенствуют схемы и способы, чтобы «втереться» в доверие к людям и украсть их деньги и имущество.
Жертвой мошенников может стать каждый: пожилые граждане, молодые, технологически грамотные, мужчины и женщины, и даже дети. Чтобы сохранить деньги населения и их доверие к предпринимателям, которые работают в рамках закона, необходимо вовремя принимать эффективные меры по защите людей от кибератак.
Новый закон позволит существенно сократить количество преступлений в этой сфере и повысить безопасность граждан в цифровом мире.
Если коротко: всех, кто звонит и пишет клиентам:
Пойдем по порядку: разбираемся, на что повлияет новый закон и какие правила изменит.
Банки, государственные органы и операторы связи будут взаимодействовать в онлайн-режиме. В единую базу включат номера телефонов, с которых ранее совершались мошеннические действия.
Если гражданин снимает крупную сумму через банкомат, кредитная организация обязана убедиться, что это его добровольное решение. Если есть признаки того, что клиент совершает операции по принуждению, банк вправе ввести 48-часовое ограничение на выдачу наличных и установить суточный лимит в 50 000 руб. Клиент получит уведомление о приостановке операций с объяснением причин.
Граждане смогут указать близкого родственника или другого человека в качестве доверенного лица, имеющего право подтверждать операции по переводу средств. Банк будет обращаться к нему для подтверждения крупных операций — выдачи наличных, оформления кредита и т. д. Эта возможность особенно актуальна для пожилых граждан.
Оператор связи будет показывать на экране телефона название компании, которая звонит пользователю. Это позволит быстрее выявлять попытки мошенничества.
Преимущества
Недостатки
Сотрудникам госорганов, банков, операторов связи, платформ с объявлениями, сервисов по поиску работы и маркетплейсов запрещено связываться с гражданами через иностранные мессенджеры. По данным Минцифры, через такие приложения проходит более 90% мошеннических звонков.
Какой иностранный софт использовать нельзя, решает Роскомнадзор. Сейчас в перечне ведомства девять приложений: WhatsApp, Telegram, Viber, WeChat, Discord, Snapchat, Skype, Microsoft Teams, Threema. Компании могут заменить запрещенные мессенджеры на российские аналоги, например, на Яндекс.Мессенджер, VK Teams и «Р7-Команда». Больше решений опубликовано на официальном сайте Реестра.
Спам-звонки и массовые обзвоны теперь разрешены только по предварительному согласию абонента. В случае отказа абонента от получения звонков, оператор обязан прекратить такие вызовы.
Через «Госуслуги» или МФЦ можно будет установить добровольный запрет на оформление договоров оказания телекоммуникационных услуг на свое имя.
Вводится ограничение на передачу права пользования SIM-картой третьим лицам, за исключением ближайших родственников.
1СПАРК Риски
Предупрежден — вооружен: снижайте риски с помощью мониторинга и оценки платежеспособности бизнес-партнеров
Дополнительно: интернет-платформы, распространяющие информацию, будут обязаны сохранять данные о передаче сообщений и пользователях в течение трех лет.
Компаниям, руководителям и сотрудникам рекомендуем подготовиться к новым правилам заранее, чтобы избежать неприятных последствий в виде штрафов:
Также мы рекомендуем уже сейчас искать и развивать альтернативные методы привлечения клиентов. Когда закон вступит в силу, все компании будут активно искать способы, как работать в новых условиях. В этот период бизнес может сильно «просесть», если быстро не перестроится.
Чтобы не потерять потенциальных клиентов и прибыль, рекомендуем выбрать несколько новых каналов для привлечения лидов и поработать с ними. К тому моменту, когда закон начнет действовать, у вашего бизнеса уже будет список вариантов с работающими методами, и вы не упустите возможности для развития.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим экспертам:
Вам может быть интересно

обзор 30 окт. 2025 198
Как подключить к 1C:ИТС
Разобрали основные этапы подключения к 1С:ИТС, варианты тарифов и подготовили рекомендации по выбору оптимального решения для бизнеса

обзор 31 окт. 2025 156
Проверка наличия подписки 1С ИТС
Рассказали, что такое подписка 1С:ИТС, о ее возможностях и преимуществах, зачем и как пользователю проверить наличие подписки 1С:ИТС

обзор 21 окт. 2025 6580
УПД с 1 января 2026 года: кто обязан применять и как перейти на новый формат
С 2026 года организации и ИП должны использовать УПД в электронной форме. Что такое УПД и как перейти на электронный формат — читайте в статье

обзор 20 окт. 2025 296
Отчетность ИП в СФР — пенсионная отчетность с работниками и без
ИП в России сдают отчетность в СФР, чтобы фонд мог вести учет стажа сотрудников и самого ИП. На что обратить внимание в работе — читайте в статье
Выбор региона