обзор 22 янв. 2013  14760

Особенности проведения камеральной налоговой проверки

Нет времени читать?

Отправим статью на почту

Отправить

Налоговые проверки являются формами налогового контроля. Один из видов налоговых проверок, которые проводят налоговики, – камеральная налоговая проверка. В отличие от выездной налоговой проверки «камералка» проходит в ограниченных возможностях для налоговиков, а также имеет свои особенности. В данной статье рассмотрим норму закона, которая регулирует порядок проведения камеральной налоговой проверки.

Право проводить налоговые проверки предоставлено налоговым органам ст. 31, 82, 87 НК РФ. Непосредственно проведение камеральной налоговой проверки регулируется ст. 88 НК РФ.

Особенность камеральной налоговой проверки в отличие от выездной проверки состоит в следующем:

1) Проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и представленных налогоплательщиком документов (п. 1 ст. 88 НК РФ). Камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона (Определение КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О).

Камеральная налоговая проверка является счетной проверкой представленных документов, которая не должна подменять собой выездную проверку (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 № 14766/05);

2) Проводится должностными лицами налогового органа без какого-либо решения на проверку (п. 2 ст. 88 НК РФ). Налоговому органу предоставлены полномочия на проведение камеральной проверки по определенному налогу только при наличии представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) по данному виду налога. Такой вывод следует из правовой позиции, сформулированной Высшим абитражным судом Российской Федерации в постановлении от 26.06.2007 № 2662/07;

3) Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Течение трехмесячного срока проведения «камералки» начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета), на это указывают налоговики – письмо ФНС от 13.09.2012 №АС-4-2/15309. С этим мнением можно согласиться, поскольку под проведением проверки подразумевается осуществление налоговым органом какого-либо действия, в связи с чем только после получения декларации (расчета) у налоговиков появится возможность осуществлять мероприятия налогового контроля. Данный вывод можно сделать из Постановления Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 3303/10.

Однако предусмотренный указанной нормой срок для проведения камеральной проверки не является пресекательным, поэтому его несоблюдение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания и не может являться основанием для признания незаконными действий налогового органа по проведению мероприятий налогового контроля и принятию решения по итогам рассмотрения материалов проверки. На это указано в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ, не является основанием для признания недействительным решения налоговой инспекции, принятого по результатам проверки.

Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 № 3355/07, информация о деятельности налогоплательщика, полученная налоговым органом у компетентных государственных органов по окончании проверки, должна оцениваться судами по правилам оценки доказательств с учетом ее значимости для разрешения спора, а также своевременности и адекватности предпринятых налоговым органом мер в целях ее получения.

Нарушение трехмесячного срока проведения налоговой проверки влияет лишь на то, что за его пределами налоговый орган не может истребовать у налогоплательщика какие-либо документы (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 №103409, Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).

Начальным этапом активных действий налогового органа в отношении налогоплательщика является направление последнему сообщения с требованием представить пояснения или внести соответствующие исправления. Такое право у налогового органа возникает лишь в случаях выявления ошибок и (или) противоречий в представленной налоговой декларации, выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3, 4 ст. 88 НК РФ).

Указанные полномочия налогового органа носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (Определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О).

В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Этот вывод отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08.

Следующим этапом активных действий налоговиков является истребование документов у налогоплательщика в ходе «камералки». Данное право налоговый орган может лишь реализовать в следующих случаях:

- использования налогоплательщиком налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

- заявления налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88 НК РФ);

- при проведении проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Обязанность представить в налоговый орган документы возникает у налогоплательщика только при направлении ему налоговым органом требования об этом (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 №15557/06).

Нет времени читать?

Отправим статью на почту

Отправить

Вам может быть интересно

Как ФНС ужесточает правила контроля за переводами на карту с 01.06.2025 года | Статья Lad

обзор 02 июн. 2025  260

Как ФНС ужесточает правила контроля за переводами на карту с 01.06.2025 года

С 1 июня 2025 года ФНС России будет тщательно контролировать денежные переводы на карту и начислять налоги, если переводы будут признаны доходом

Как заполнить уведомление для Роскомнадзора: ответы на частые вопросы | Статья Lad

обзор 03 июн. 2025  568

Как заполнить уведомление для Роскомнадзора: ответы на частые вопросы

С 30.05.2025 года работать с персональными данными без подачи уведомления запрещено. Компаниям, которые нарушают это правило, придется заплатить штраф

Подключение 1С-ЭДО: пошаговая инструкция | Статья Lad

обзор 28 мая 2025  106

Подключение 1С-ЭДО: пошаговая инструкция

1С-ЭДО обеспечивает обмен юридически значимыми электронными документами прямо из 1С. Подготовили инструкцию, как подключиться к 1С-ЭДО

Нулевая отчетность для ООО: когда и что сдавать | Статья Lad

обзор 29 мая 2025  100

Нулевая отчетность для ООО: когда и что сдавать

Если предприниматели не ведут деятельность, то сдают нулевую отчетность. Как подготовить нулевую отчетность — читайте в статье

Актуальные ПБУ и ФСБУ на 2025 год | Статья Lad

обзор 20 мая 2025  1071

Актуальные ПБУ и ФСБУ на 2025 год

В 2025 году бухгалтерский учет ведется с учетом как уже знакомых ПБУ, так и новых ФСБУ. Подготовили полный перечень действующих стандартов

1С:Сканер чеков — новый подход к заполнению авансовых отчетов | Статья Lad

обзор 21 мая 2025  372

1С:Сканер чеков — новый подход к заполнению авансовых отчетов

1С:Сканер чеков подойдет пользователям облачных и локальных версий 1С. Заполнение авансовых отчетов становится почти полностью автоматизированным

вернуться в блог
Свяжитесь с нами
Написать в Telegram
Обратный звонок
Вопросы онлайн!
Связаться в WhatsApp
#
Выберите удобный способ коммуникаций через WhatsApp
У меня есть приложение на компьютере перейти
Перейти в приложение WhatsApp на телефоне перейти
Отсканируйте QR-код камерой смартфона