Конец года – время оформления налоговых вычетов. Какие документы должен предоставить сотрудник, как производится расчет и что при этом нужно учесть
Время чтения ~3 мин.
Консультация специалиста 1С
Работники имеют право на вычеты за приобретение жилья, образование (свое или ребенка), лечение (свое или близкого родственника), благотворительную деятельность и в некоторых других случаях. Чтобы упростить работу по кадровому и бухгалтерскому учету, подключите программы 1С: так многие процессы будут автоматизированы, а вы будете застрахованы от ошибок и неточностей.
1. Заявление в произвольной форме
Жестких инструкций для составления заявления нет, но можно порекомендовать написать примерно так: «На основании п. 2 ст. 219 НК РФ прошу предоставить мне социальный налоговый вычет по налогу на доходы физлиц в размере (сумма) руб.
К заявлению прилагаю полученное от налогового органа уведомление о подтверждении права налогоплательщика на социальный налоговый вычет от (дата, номер)».
2. Уведомление из ИФНС
Внимание: с 01.01.2022 правила выдачи меняются. Лицо будет подавать в ИФНС заявление о выдаче уведомления, сам документ ФНС будет направлять работодателю в электронном или бумажном виде.
Также с 1 января 2022 года начнут применяться обновленные бланки.
До конца 2021-го действует форма, утвержденная в начале 2017 года.
Перепроверять, есть ли право на компенсацию, не требуется – это ответственность налоговой.
Соц. вычет предоставляется с месяца, когда физлицо передало в бухгалтерию необходимые документы.
Приведем пример с цифрами.
Предположим, оклад сотрудника – 35 тыс. руб. В ноябре текущего года он запросил вычет 40 тыс. руб. Таким образом ему нужно вернуть 5200 руб. (40 000 х 13%).
За ноябрь лицу необходимо полностью выплатить оклад – 35 тыс. руб. При этом налог на доход физлица не удерживается. Получается, за ноябрь ему придет на 4550 руб. больше, чем всегда (35 000 х 13%).
В декабре часть дохода не будет облагаться налогом (до 10 тыс. руб.), и до конца года он получит полный вычет.
Если до окончания календарного года сотрудник не успевает получить средства в полном объеме, ему придется самому еще раз обратиться в налоговую в следующем периоде.
1С:УНФ 8 в облаке
Автоматизация компаний разных сфер деятельности: продажи и закупки, учет на производстве и складе, начисление зарплат, CRM-система
Набор документов не отличается. Иная только форма уведомления из налоговых органов. До конца 2021 года в силе вариант, который утвердили в начале 2015-го.
Этот вид компенсации предоставляется с начала календарного года, если в это время человек уже был у вас трудоустроен. День, когда он подготовил заявление, значения не имеет. Предположим, работник устроился до 01.01.2021, а в ноябре принес заявление на вычет. Тогда ему возвращается НДФЛ с заработной платы за все месяцы с января по октябрь.
Подробно механизм прописан в п. 1 ст. 231 НК РФ:
1. Получив пакет документов от сотрудника, в течение 10 дней уведомите его об излишне удержанном налоге.
2. Работник должен подать еще одно заявление с реквизитами счета для перевода денег.
3. Переведите сумму в течение трех месяцев.
Эти деньги допускается взять из общей суммы НДФЛ, которую нужно перечислить в бюджет за следующие периоды по данному и другим работникам. Так можно осуществить возврат, если сумма налога, которая удерживается у лица, меньше той, что подлежит возврату.
Важно: если трудящийся выплачивает алименты на несовершеннолетних детей по исполнительному листу, из суммы возвращенного НДФЛ перед перечислением на счет этого лица алименты необходимо вычесть. Это законодательное требование действует с 11.11.2021.

Согласно разъяснениям налоговой службы, уточнения по 6-НДФЛ не требуются. Так как бухгалтерию поставили в известность о вычете до конца года, то перерасчет отображается в отчетах уже по окончании отчетного периода. Например, в 6-НДФЛ за 2021 год.
Как правило, имущественный заметно больше социального: получить его полностью за год возможно не во всех случаях. При этом уведомление ФНС в силе только до конца года, в котором оно получено – в следующем гражданину придется пройти всю процедуру заново.
Получается, в будущем году бухгалтерии для выполнения операции понадобится:
1. Еще одно уведомление от налоговой (в 2022-м придет непосредственно от ведомства).
2. Новое заявление сотрудника с суммой остатка, которую он хочет получить.
По закону, разрешается оформить несколько вычетов в одном отчетном периоде: например, за покупку жилплощади и образование ребенка.
В этом случае задача бухгалтера – выполнить запросы поочередно:
1. Социальный – он не переносится на следующий год.
2. Имущественный – перенести можно: занятый вернет все, что ему причитается, постепенно.
Если у вас остались вопросы по теме или нужна консультация по выбору и подключению сервисов и программ 1С, заполните заявку на сайте или свяжитесь с нами по телефону (831) 2-333-666. Также наши специалисты на связи в мессенджерах WhatsApp и Viber по номеру +7 (909) 28-25-290.
Елена Мурашкевич
Инструкции · 06 окт. 2026
Цифровой рубль в 2026 году: кто должен принимать оплату и как настроить 1С
Рассказали, что такое «цифровой рубль», кто должен принимать цифровые рубли в 2026 году, как открыть кошелек и настроить операции в «1С:Бухгалтерия».
Путевые листы в 1С 8.3: где найти и как правильно оформить
Разобрали, где найти путевые листы в 1С, как настроить программу, заполнить документ и списать топливо.
Инструкции · 30 сент. 2026
Инструкции · 30 сент. 2026
Как обновить 1С ЗУП 8.3 — пошаговая инструкция
Подготовили инструкцию, как обновить 1С:ЗУП — через Конфигуратор, Монитор портала 1С:ИТС и через раздел «Администрирование».
Ввод начальных остатков в 1С — пошаговая инструкция
Рассказали, как выполнить ввод начальных остатков в 1С, где найти нужный раздел в 1С и как перенести остатки по основным участкам учета.
Инструкции · 30 сент. 2026
Бухгалтерия и учет · 29 сент. 2026
Маркировка товаров с 1 сентября 2026 года: новые товарные группы и автоштрафы
С 1 сентября 2026 года изменились правила работы с маркировкой: появились новые товарные группы, автоштрафы за отдельные нарушения и дополнительные требования к кассе. Перечислили основные изменения.
Какие документы нужны, чтобы изменить фамилию в трудовой книжке
Разобрали, какие документы предоставить, чтобы изменить фамилию в трудовой книжке, нужно ли делать с них копии и как подписывать новые документы.
Бухгалтерия и учет · 26 сент. 2026
Выбор региона
До перехода на ЭПД осталось:
обмен перевозочными документами только в электронном виде
Инструкция Инструкция и чек-лист