обзор 24 окт. 2014  34397

Водители автомобиля: режим труда и отдыха

Нет времени читать?

Отправим статью на почту

Отправить

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируются приказами:

 Минтранса России от 18.10.2005 №127 для водителей трамвая и троллейбуса;

 Минтранса России от 08.06.2005 №63 для работников метрополитена;

 МПС России от 05.03.2004 №7 для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, и пр.;

 Минтранса России от 20.08.2004 №15 для водителей автомобилей (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).

В статье рассмотрим особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

С 05.07.2014 вступили в силу поправки, принятые Приказом Минтранса России от 24.12.2013 №484 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

Изменения затронули в основном перераспределение времени отдыха в течение рабочего дня и времени ежедневного отдыха водителей. Это перераспределение надо учитывать при расчете зарплаты водителям.

Положение, утвержденное Минтрансом России от 20.08.2004 №15, устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность.

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством РФ о труде.

1. Рабочее время водителя

Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

П. 15 Положения установлено, что рабочее время водителей включает:

– время управления автомобилем;

– время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

– подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

– время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

– время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

– время простоев не по вине водителя;

– время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

– время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

– время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

– время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно ч. 2 ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.

1.1. Режим рабочего времени водителя

Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен соответствовать:

– условиям трудового договора;

– правилам внутреннего трудового распорядка организации;

– графику работы (сменности).

Согласно п. 7 Положения нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. При этом нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

– 8 ч. – для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями;

– 7 ч. – для водителей, работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем.

Если нормальная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 1 мес. (п. 8 Положения) или до 6 мес. – на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 ч. (п. 9 Положения), но не более двух раз в неделю (п. 17 Положения). Однако за две недели подряд время управления автомобилем не должно превышать 90 ч.

При междугородных перевозках оно может быть увеличено до 12 ч. А если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительность более 12 ч., согласно новой редакции п. 10 Положения в рейс направляются двое и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха.

Также до 12 ч. можно увеличить смену и для водителей, осуществляющих перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях. Такое увеличение возможно, только если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы не превышает 9 ч. (п.12 Положения).

Согласно п. 13 Положения водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 ч. после начала работы. А продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 ч. без учета времени для отдыха и питания. При этом общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительность ежедневной работы (смены).

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. До внесения изменений перерыв предоставлялся в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей (п. 13 Положения).

1.1.1. Установление режима сменной работы для водителя

Для водителей автомобиля может быть установлен сменный режим работы.

Согласно ст.103 ТК РФ, работодатель должен составить графики сменности и не позднее, чем за 1 мес. до введения в действие графиков сменности они должны быть доведены работодателем до сведения работников

Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем, с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.

1.1.2. Ненормированный рабочий день водителя

Согласно ст. 101 ТК РФ и п. 14 Положения допускается установление режима ненормированного рабочего дня для водителей легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также для водителей автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

В трудовой договор с водителем может быть включено условие о режиме ненормированного рабочего дня, если данная профессия предусмотрена перечнем должностей с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным нормативным актом (например, ПВТР) или коллективным договором (ст. 101 ТК РФ).

1.2. Сверхурочная работа водителя

Согласно п. 23 Положения применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч., за исключением случаев, предусмотренных пп. 1,3 ч.2 ст. 99 ТК РФ.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч. в течение двух дней подряд и 120 ч. в год.

2. Время отдыха водителя

Согласно ст. 106 и 107 ТК РФ, работодатель обязан предоставлять им перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска.

2.1. Перерыв для отдыха и питания

Продолжительность перерыва для отдыха и питания, предоставляемого водителю, должна составлять не менее 30 мин., но не более 2 ч. в течение смены или рабочего дня (ч. 1 ст. 108 ТК РФ, абз. 1 п. 24 Положения). Если водитель работает по графику сменности, и ежедневная работа превышает 8 ч., то ему предоставляется два перерыва (абз. 2 п. 24 Положения). При этом их общая продолжительность должна составлять от 30 мин. до 2 ч.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

2.2. Междусменный отдых

Согласно п. 25 Положения, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч.

На регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность времени ежедневного отдыха водителей составляет 12 ч. С учетом удаленности места отдыха работника она может быть сокращена не более чем на 3 ч., то есть до 9 ч. Эту переработку надо компенсировать предоставлением времени отдыха не менее 48 ч. сразу после окончания удлиненной рабочей смены. Поскольку переработка предусмотрена графиком работы (сменности) и компенсируется предоставлением времени отдыха, то она не является сверхурочной работой и поэтому оплачивается в одинарном размере. Такое перераспределение времени отдыха возможно по письменному заявлению работника (по согласованию с профсоюзом при его наличии).

На междугородных перевозках продолжительность ежедневного времени отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 ч.

Этот отдых можно:

– сократить до 9 ч., но не более трех раз в течение одной недели. Переработка в этом случае также не является сверхурочной работой по тем же причинам, что и в предыдущем случае. Следовательно, она оплачивается в одинарном размере. Переработка компенсируется путем предоставления водителю до конца следующей недели дополнительного времени отдыха, которое суммарно должно быть равно времени сокращения ежедневного отдыха. Например, если в течение недели время отдыха сокращали три раза на 2 ч., то есть суммарно его сократили на 6 часов, то до конца следующей недели эти 6 часов надо добавить к времени ежедневного отдыха водителя. Их можно распределить как равномерно, так и неравномерно;

– в те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 ч., при условии, что один из них будет не менее 8 ч. подряд. Тогда общую продолжительность времени ежедневного отдыха надо увеличить не менее чем до 12 ч. Такое увеличение не ведет к уменьшению нормы рабочего времени. А, следовательно, и к уменьшению зарплаты работника. Причем если в течение каждых 30 ч. автомобилем управляли как минимум два водителя, каждому из них надо предоставить перерыв не менее 8 ч. подряд.

 2.3. Еженедельный отдых

Согласно п. 26 Положения, еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

2.4. Предоставление водителю отпуска

Согласно ст.115,122 ТК РФ, работнику должен предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. В соответствии со ст. 116 ТК РФ работники транспортных организаций имеют право и на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительность которого не может быть менее 7 календарных дней, а также за особый характер работы.

Если водитель трудится в режиме ненормированного рабочего дня, ему полагается за это дополнительный отпуск продолжительностью не менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

3. Последствия нарушения режима труда и отдыха, установленного водителю

За нарушение режима труда и отдыха, установленного водителю, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ст. 5.27 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нет времени читать?

Отправим статью на почту

Отправить

Вам может быть интересно

Что такое сальдо ЕНС — как формируется и как узнать | Статья Lad

обзор 20 дек. 2024  68

Что такое сальдо ЕНС — как формируется и как узнать

Что такое сальдо ЕНС, как формируется сальдо ЕНС в учете, как распределить деньги с ЕНС — на эти и другие вопросы ответили в статье

Ликвидация юридического лица: пошаговое руководство по сдаче отчетности | Статья Lad

обзор 17 дек. 2024  462

Ликвидация юридического лица: пошаговое руководство по сдаче отчетности

Если доходы компании падают, а долги растут, учредители могут ликвидировать бизнес. Как это сделать и какие отчеты подготовить — рассказали в статье

1С:УНФ — возможности и преимущества | Статья Lad

обзор 20 дек. 2024  56

1С:УНФ — возможности и преимущества

Рассказали о возможностях программы 1С:УНФ и кому подойдет это решение

Календарный план строительства: что это и зачем он нужен | Статья Lad

обзор 13 дек. 2024  242

Календарный план строительства: что это и зачем он нужен

Зачем нужен календарный план строительства и как его составить, какие документы необходимо подготовить — ответили в статье

Новые правила обработки персональных данных: что изменилось в 2024 году? | Статья Lad

обзор 10 дек. 2024  1322

Новые правила обработки персональных данных: что изменилось в 2024 году?

Рассказали, что изменилось в правилах обработки персональных данных, какие штрафы предусмотрены за нарушение правил обработки ПДн и как их избежать

Учет лизинга в 1С 8.3: инструкция | Статья Lad

обзор 16 дек. 2024  50

Учет лизинга в 1С 8.3: инструкция

Подготовили пошаговую инструкцию, как отразить лизинг в 1С и вести учет лизинга в 1С

вернуться в блог
Свяжитесь с нами
Вопросы онлайн!
Связаться в WhatsApp
#
Выберите удобный способ коммуникаций через WhatsApp
У меня есть приложение на компьютере перейти
Перейти в приложение WhatsApp на телефоне перейти
Отсканируйте QR-код камерой смартфона